(050) 347-77-17, (062) 347-78-01
Украина, г. Донецк, ул. Карпинского, 24
Корзина: Товаров: 0 шт.
На сумму: 0 грн.

"Тренажёр для письма" и "Умные кубики"

4 марта 2013г.
История создания
Способы обучения письму во всех странах основаны на простой и понятной технологии: используются образцы букв и их элементы (палочки, закругления) в “Прописях” и ребенок воспроизводит их методом обводки по пунктирным линиям либо он зрительно запоминает буквы и затем воспроизводит рядом с образом в тетради. Эта классическая технология универсальна и работает в США, Индии, Китае, России, Турции, Иране, Египте, Израиле и других странах.
Анализ материалов научных конференций, отзывов учителей, мнений родителей и психофизиологическая оценка детей при обучении письму по прописям выявил общую проблему: для детей овладение письмом является самым неинтересным видом деятельности, вызывает быструю утомляемость, увеличивает нагрузку на зрение.
Особенно детей разочаровывает необходимость многократного механического переписывания букв из прописей в тетрадь (от 15 до 35 раз).

Именно поэтому создание "Тренажера для письма" преследовало следующие цели:
- сделать процесс овладения письмом интересным и нескучным;
- снизить нагрузку на зрение и утомляемость;
- сократить время на овладение письмом.

Тренажер  производится с 1986 года и не конфликтует ни с одной технологией обучения письму, используемых в детских садах, школах, домашнем обучении. Боле того, большинство учителей рекомендуют родителям к использованию его как эффективное учебное пособие, дополняющее процесс стандартного обучения. Тренажер существенно усиливает психологический интерес детей к обучению письму за счет внешнего проявления элементов игры (движение ручки по выступам, сопровождение письма “треском”). При явной простоте тренажера все учителя однозначно отмечают его дидактический эффект.

Положительные отзывы от использования тренажера получены не только от школ  Украины, России и других стан СНГ, но и из стран с древними языковыми системами, таких как Индия и Китай (в Китае используется иероглифическое письмо). Вывод - во всех языковых структурах в разных странах тренажер  не вступал в конфликт с существующими технологиями обучения, он универсален. Все специалисты рассматривают его как эффективное учебное пособие и одновременно, как развивающую игрушку.

По результатам государственной экспертизы Министерства науки и образования Украины установлено, что использование тренажера:
- ускоряет овладение письмом в 2,5—3 раза;
- снижает нагрузку на зрение и общую утомляемость;
- развивает интерес к процессу письма;
- формирует красивый почерк.

В Украине “ТРЕНАЖЕР для ПИСЬМА” входит в обязательный “Набор первоклассника”. Аналогичные заключения имеются от Министерств образования России, и других стран СНГ, а также от ведущих педагогических учреждений Китая (CNIER) и Индии (NCERT).

Что такое "Тренажер для письма"
Тренажер выполнен в виде плоской пластины. На две стороны пластины нанесены прописные и строчные буквы, а также элементы, образующие буквы (наклонные и прямые линии, закругления, соединительные линии). Все буквы и их элементы выполнены в виде дорожек с рельефным дном.
 
 Направляющие дорожки для овладения письмом используются в известных трафаретах с буквами давно. Еще М. Монтессори не только показала их эффективность при обучении письму, но и запатентовала свои разработки (Патент США 1093369). Трафарет с прорезными буквами накладывался на листок тетради, ребенок вставлял шариковую ручку в прорезь дорожки и несколько раз прописывал букву. Такой способ дополнял классическую технологию обучения письму по прописям, требовал меньше затрат времени, обучение становилось более привлекательным.
 Вместе с тем, специалисты обратили внимание на то, что при использовании простых трафаретов с направляющими дорожками сложно достичь воспроизведение пропорции буквы (протяженность прямых линий, закруглений, соединений). Почерк ребенка сохранял неровность, идентичность букв по размерам не достигалась.
 Для того, чтобы научить ребенка при воспроизведении буквы усваивать протяженность каждого из участков ее дно дорожки образующей букву, сделали рельефным с набором выступов. Выступы выполнены такой конфигурации, чтобы при движении ручкой по рельефному дну раздавался “треск”.

Как использовать тренажер
Вспомните свои детские годы и ситуации, когда Вы ездили в поезде. Поезд тронулся, набирает скорость, проезжает какое-то расстояние, а Вы определяете и скорость поезда и отрезок пути по мельканию деревьев и столбов, которые зрительно видите через окно. Закройте окно, и эти же параметры Вы будете оценивать по стуку колес. Колеса наезжают на стыки рельс, раздается звуковой и ощущается тактильный сигнал рельсы. Эта ситуация полностью идентична при обводке букв по рельефной дорожке тренажера, когда набор звуковых и тактильных сигналов формирует представление о длине и конфигурации участков из которых состоит буква.

Овладение письмом заключается в том, что ребенок вставляет ручку и ведет ею по рельефному дну. При наезде на выступ ручка подскакивает вверх, а затем за выступом соскакивает вниз. Раздается треск. За счет мелкой моторики пальчиков ребенок “считывает” тактильные и звуковые сигналы.

Технология обучения по тренажеру проста: по дорожке ребенок обводит буквы 3—4 раза, после чего воспроизводит эту же букву в тетради 4—5 раз.
 Таким образом, эффект тренажера основан на объединении процессов:
- зрительного закрепления образа буквы,
- тактильно–моторного образа буквы,
- звукового образа буквы.

Пример использование тренажера для написания букву «О»
 Ручка вставляется в левую верхнюю часть дорожки и перемещается вниз вдоль дорожки. Наезжая на выступ расположенные вдоль рельефного дна ручка периодически подпрыгивает как по гребням волн вверх — вниз 9–10 раз на прямолинейном участке, формирующем образ буквы “О” с левой стороны. По достижении нижней части дорожки ребенок ведет ручку вправо до упора, проходя нижнее закругление. Затем ручка движется вверх по дорожке, образующей прямолинейную правую часть буквы “О” с элементами закругления, одновременно наезжая на выступы, расположенные вдоль рельефного дна. Частота тактильного сигнала от ручки соответствует выступам. На правой части дорожки рука ребенка с ручкой подпрыгивает в дорожке также 9—10 раз. Получается, что сенсорный образ целой буквы (около 20 тактильных сигналов) формируется в моторной памяти ребенка как совокупность 3D тактильных сигналов по каждому из участков (10 + 10), образующих букву (по ширине, длине и высоте).
 Конфигурация выступов расположенных вдоль рельефного дна спроектирована такой, чтобы при обводке буквы по дорожке осуществлялось "подпрыгивание" ручки, вертикальные колебания, вверх - вниз, которое вызывали бы звуковой сигнал в виде “треска”.
 
Становится очевидным, что существующий класс аналогов тренажеров, выполненных в виде трафаретов со сквозными прорезями букв, или с буквами в виде дорожек с плоским дном основан на включении только двух каналов памяти:
- моторная память на 2D объект;
- зрительная память.
 При этом моторная память 2D ограничена фиксацией габаритных параметров букв исключительно по ширине и длине буквы.

 Разработанные тренажеры производства Тестплей принципиально расширяют возможности использования у детей моторной (тактильной) памяти за счет введения механизма тактильного восприятия буквы при вертикальном перемещении ручки вверх—вниз во время “наезда” на выступы, расположенные вдоль рельефного дна. Тренажеры впервые вводят в использование при обучении письма звуковую (слуховую) память. В результате  формирование и закрепление навыков письма букв и буквосочетаний осуществляется с одновременным включением таких мощных каналов памяти как:
- зрительная память;
- моторная память на 3D объект;
- звуковая (слуховая) память.

Срок эксплуатация и хранение
Изначально расчетный срок эксплуатации для тренажера  был установлен  на уровне 3—х лет. Однако практика использования тренажера изменила  представление о сроках эксплуатации. С 1986 года произведено более 8,0 млн. шт. тренажеров и известны случаи, когда обучающиеся по тренажеру в 1986—1990 гг. дети выросли, стали родителями и обучают уже своих детей по своим же тренажерам.
На основании  этого специалистами был сделан вывод, что при перемещении шариковой ручки по рельефному дну дорожки происходит смазывание дорожки чернильной пастой. В этом случае шарик на наконечнике ручки не истирает выступы и дно дорожки, а вращается, и скользит по ним. Получается, что наличие чернильной пасты визуально загрязняет тренажер, но увеличивает в разы срок его надежной эксплуатации и предупреждает разрушение выступов.
 Внешний вид тренажера легко восстанавливают путем снятия загрязнения простым моющим средством.
 Тренажер компактен, его размеры позволяют легко разместить в сумке среди книг и тетрадей. Он не боится мороза и жары, от воды он только будет выглядеть новее и свежее. Тренажер можно использовать сидя за письменным столом, лежа на полу, в салоне автомобиля во время езды, в самолете. Он неприхотлив и не боится повреждений.


Причины создания комплекта «Тренажер для письма + Умные кубики»
 Анализ технологии обучения детей с 4–х лет выявил две общие закономерности:
- сначала дети знакомятся с печатными буквами. Они их встречают повсюду: на кубиках, детских картинках, в рекламных сообщениях. У ребенка формируется набор часто встречаемых букв с четким звуковым обозначением;
- при овладении навыками письма ребенок при обводке буквы вслух протяжно произносит название буквы.
Проведенные исследования убедили: чем быстрее ребенок письменно воспроизводит букву, тем четче и быстрее он проговаривает букву в процессе воспроизведения. Это же касается и обучения слогам. По данной проблеме специалисты-разработчики защитили 2 диссертации, материалы исследований докладывались на 12 научных конференциях, отражены в открытых публикациях и запатентованы.

На основании данных исследований было принято решение о неразрывности использования тренажера с одновременным показом печатных букв, которое нашло воплощение в создании комплекта  «Тренажер для письма + Умные кубики». 

В процессе чтения, дополнительно к проговариванию вслух и зрительному образу, включается моторный образ набираемых из кубиков буквосочетаний, осуществляется их активная синхронизация, зрительная память развивается.

Что такое «Умные кубики»

Количество кубиков (36 штук) непосредственно связано с возможностью использования всех четырех граней с учетом частотности использования в языке букв (например, буква “А” встречается в комплекте 6 раз, буква “К” 2 раза, цифра “1” — 3 раза).

- на грани кубиков нанесены все буквы русского алфавита, знаки препинания и математические символы. Размеры максимально удобны для набора слов детскими руками, использования их природной чувствительности и развития у детей 4—9 лет;
-  сцепляющие основания кубиков обеспечивают правильное соединение букв, они складываются без перевертывания;
- желтый цвет выбран в качестве фонового, как обеспечивающего контрастное восприятие конфигурации букв с расстояния 4—5 м., что делает возможным использование кубиков для обучения в классах.
- количество кубиков подобрано таким образом, чтобы была возможность  использовать все четыре грани с учетом частотности использования в языке букв (например, буква “А” встречается в комплекте 6 раз, буква “К” 2 раза, цифра “1” — 3 раза и т.д.).

Как использовать «Умные кубики»
Количество букв, цифр, знаков препинания и математических действий на гранях кубиков учитывает частотность их использования и обеспечивает набор достаточно сложных слов, предложений и математических примеров.

 Варианты использования кубиков:
Для чтения:
- изучение отдельных звуков, графический анализ печатных букв;
- изучение слогов;
- набор слов;
- набор простых предложений;
- набор сложных предложений со знаками пунктуации.     

Для математики
- действия с числами  - арифметические примеры, в том числе,  в которых для соблюдения равенства необходимо поставить или правильный знак или правильную цифру;
- сравнение чисел и длины (длинный – короткий, больше – меньше);
Помимо набора математических упражнений набор кубиков позволяет обучить пониманию качественных признаков:
- сравнение фигур по принципу толстая — тонкая, высокая — низкая, широкая — узкая;
- сравнение площадей и объемов по принципу больше — меньше.
- построение геометрических фигур (башни, пирамиды, лестницы).


(050) 347-77-17, (062) 347-78-01
Украина, г. Донецк, ул. Карпинского, 24
Заказать обратный звонок