(050) 347-77-17, (062) 347-78-01
Украина, г. Донецк, ул. Карпинского, 24
Корзина: Товаров: 0 шт.
На сумму: 0 грн.

ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ЧУДЕСА НА ПЕСКЕ» (авторы Т. М. ГРАБЕНКО, Т. Д. ЗИНКЕВИЧ-ЕВСТИГНЕЕВА)

ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ЧУДЕСА НА ПЕСКЕ» (авторы Т. М. ГРАБЕНКО, Т. Д. ЗИНКЕВИЧ-ЕВСТИГНЕЕВА)
21 декабря 2013г.
   Изначально принципы "Терапии песком" были предложены Карлом Густавом Юнгом, швейцарским психиатром, основателем аналитической терапии. Далее формированием положений "песочной терапии" занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Однако, с целью решения воспитательных или образовательных задач уникальные возможности песка очень долго практически не использовались. В настоящее время наблюдения и опыт многих психологов и педагогов показывают, что игры с песком содержат в себе что-то магическое, вызывают положительные эмоции как у детей, так и у взрослых, поэтому песок может служить хорошим средством для развития малыша.
Т. М. Грабенко и Т. Д. Зинченко-Евстигнєєва создали систему песочных игр, направленых на обучение и развитие личности в целом.

Оборудование для игр на песке
   Вам понадобится деревянный водонепроницаемый ящик.  Авторы методики предлагают размер около 50-70 сантиметров, это оптимальные параметры, которые соответствуют полю визуального восприятия, это позволит полностью охватить песочницу взглядом.  Ящик для удобства перемещения можно оснастить ручками с двух сторон. Все внутренние поверхности необходимо окрасить синей или голубой краской, чтобы дно песочницы изображало воду, а бортики символизировали небо.
   В песочницу необходимо засыпать чистый  песок, без каких бы то ни было примесей, камней, земли и т.п. Для безопасности можно песок прокалить в духовке.  Заполнить песком нужно где-то третью часть ящика и перед игрой можно его немного увлажнить, полив водой.
Для разнообразия игр нужно запастись набором  маленьких фигурок, лучше если они будут размером около 5-8 сантиметров. Можно использовать коллекции игрушек из киндер-сюрпризов, они идеально подходят по величине, красочные и дети очень любят с ними играть. В ваш набор для игр можно включить: различные строения, здания;  сказочные персонажи;  человеческие персонажи; транспорт (водный, сухопутный, воздушный, космический); все виды животных и растений; архитектурные элементы (арки, мосты); бросовый материал; природный материал (ракушки, камешки, веточки); наборы букв, цифр, плоскостные и объемные геометрические фигуры; различные знакомые всем символы, такие как сундучок с сокровищами, волшебная полочка и многое-многое другое.
Это все понадобится,  чтобы  войти с ребенком в уникальный, волшебный и сказочный мир познания посредством песка.
Авторы выделили три основных принципа игр с песком:
Во-первых,  необходимо создать естественную среду, окружение, в котором ребенок чувствовал бы себя защищенно, уверенно и комфортно, смог бы реализовать свое творческое Я, проявить креативность. Поэтому не стоит ставить перед  дошкольником слишком сложные задачи, все задания должны соответствовать его возрасту и возможностям. Правила и инструкции к предлагаемым играм продумывайте заранее и формулируйте в форме сказки. Ни в коем случае не допускайте негативных оценок с вашей стороны по отношению к действиям крохи, к его замыслам, и наоборот, всячески поощряйте и стимулируйте фантазию, воображение, креативный подход.
Во-вторых, авторы методики предлагают метод "оживления" абстрактных символов, таких как  буквы, цифры, геометрические фигуры и т.п.  Это даст возможность заинтересовать ребенка происходящим, усилить его желание заниматься предложенным вами делом.
В качестве третьего принципа выделяется создание сказочных ситуаций и «проживание» их  в реальности вместе со сказочными героями, чтобы ребенок сам смог понять правильность или ошибочность выбранного им выхода из сложившейся ситуации. Таким образом, происходит как бы взаимообмен реального и воображаемого.

   Далее последует обзор игр, предложенных авторами методики, и некоторые советы.
Все дети любят сказки, их можно смоделировать в нашей песочнице. Чтобы легче было ориентироваться, нужен план действий, которому будет следовать взрослый и ребенок под его ненавязчивым руководством.
1. Введение в игру, в сказку. Можно использовать художественное слово, можно пообещать необычайные приключения, в общем, заинтересовать малыша предстоящей игрой.
2. На втором этапе Вы знакомите ребенка с героями игры, начинаете рассказывать сказку, историю и вместе выстраиваете игровое пространство, которое соответствует сюжету. Это может быть сказочный замок, или морское дно, или лес, или какая-то страна, может быть ваш родной город, двор… Вы заселяете созданное пространство героями, персонажами.
3. Далее необходимо смоделировать какую-то конфликтную ситуацию, возникновение препятствий, трудностей, как будто вдруг проявили активность злые силы (монстры, природные стихии) и хотят разрушить мир, созданный на песке.
4. Теперь ребенок должен определиться и выбрать способ помощи жителям созданного на песке мира. Взрослый наравне с ребенком участвует в обсуждении и поиске решения. Необходимо ребенку вселить веру в себя, подбадривать, внушая,  что он сильный, он все сможет решить, исправить.
5. На следующем этапе, как вы понимаете, будет разыграна сама ситуация борьбы со злыми силами способом, выбранным ребенком самостоятельно. Здесь ребенок выступает в роли спасителя мира, пусть это будет фея или супермен, волшебник или мудрец, то, что ближе вашему малышу. Далее следует возрождение, воссоздание разрушенного мира на песке. Малыш выступает созидателем, он восстанавливает разгромленную сказку в соответствии с полученными знаниями, умениями, и все ее участники, герои ему благодарны. Таким образом ребенок получает опыт успешности. Кроме сказочных героев, свое восхищение находчивостью, добротой выражает и взрослый, он вселяет уверенность ребенку в его силах, подбадривает.
6. Теперь необходимо победу отпраздновать, игра продолжается,  взрослый в процессе задает вопросы ребенку о его состоянии, о том, какие чувства, идеи у него возникали во время игры, что ему понравилось, как он поступит, если снова окажется в похожей ситуации.
7. На последнем этапе взрослый раскрывает картину грядущих приключений, старается возбудить интерес к последующим играм.
   Но моделирование сказочного сюжета – это только небольшая часть того, чем можно заняться с ребенком, имея дома такую портативную песочницу.
   Авторы методики предлагают такие категории игр с песком, как игры на развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики рук, фонематического слуха, игры, обучающие чтению и письму, познавательные игры на песке, дающие энциклопедические знания ребенку (игры на знакомство с окружающим миром, географические, фантастические, исторические игры, игры-экскурсии). Эти знания, несомненно, пригодятся ребенку в будущем, игры с песком разовьют его мышление, память, воображение, креативность и творческий подход, придадут уверенности в себе.

(050) 347-77-17, (062) 347-78-01
Украина, г. Донецк, ул. Карпинского, 24
Заказать обратный звонок