(050) 347-77-17, (062) 347-78-01
Украина, г. Донецк, ул. Карпинского, 24
Корзина: Товаров: 0 шт.
На сумму: 0 грн.

Как учить ребенка по Гленну Доману

Как учить ребенка по Гленну Доману
3 мая 2013г.
Большинство инструкций начинается с предупреждения о том, что, если не выполнять их абсолютно точно, они не сработают. В противоположность этому можно заявить, что как бы плохо Вы ни учили своего ребенка читать, считать и усваивать энциклопедические знания, это окажется более полезным, чем вообще ничего не делать. То есть это беспроигрышная игра, в которой Вы все равно выиграете, как бы плохо ни играли. И надо очень постараться, чтобы не получить вообще никакого результата. 

Однако, чем грамотнее Вы будете поступать, тем быстрее и легче научите своего ребенка. Что нужно помнить о самом ребенке:
 
1.    В возрасте 5-ти лет ребенок легко усваивает огромное количество информации. И чем он моложе, тем лучше это делает. Если же ему нет и 2-х лет, процесс обучения пойдет самым легким и эффективным образом;

2.    Ребенок моложе 5-ти лет способен воспринимать информацию удивительно быстро;

3.    Чем больше информации усваивает ребенок моложе 5-ти лет, тем больше остается в его памяти;

4.    Дети, моложе 5-ти лет, буквально переполнены жизненной энергией;

5.    Дети, моложе 5-ти лет, обладают огромной жаждой познания;

6.    Дети, моложе 5-ти лет, могут научиться всему тому, чему Вы будете их учить, если только делать это искренне, радостно и постоянно основываясь на фактах. Более того, они хотят этому научиться.

7.    Все дети являются лингвистическими гениями;

8.    Дети, моложе 5-ти лет, могут выучить столько иностранных языков, сколько им дадут выучить.


Три основные области интеллектуального развития - чтение, математика и энциклопедические знания. 

Самым важным из них является чтение. 
Это - одна из высших функций человеческого мозга. Из всех живых существ только человеческие существа умеют читать.
Кроме того, чтение - это один из важнейших навыков, которые необходимы в жизни, поскольку все остальное образование основано именно на нем. 

Основные принципы правильного обучения
годятся для обучения чтению, математике, энциклопедическим знаниям , как, впрочем, и для обучения всему тому, чему Вы захотите научить своего ребенка. 

В процессе обучения своего ребенка многие родители иногда непроизвольно допускают ошибки, делая то, что ненавидели сами, когда были детьми. 

Школа всячески стремится уличить ребенка в ошибках. Каждый родитель помнит красные чернила своего учителя, которыми он делал пометки в письменных работах? И ведь при этом он практически не обращал внимания на удачные ответы! Проверка контрольных работ состояла в том, чтобы уличить в невежестве, а не в том, чтобы обнаружить глубину наших познаний. Поэтому постарайтесь забыть обо всем том, что было в школе, и начните обучение ребенка, не имея никаких предрассудков. Приводимые ниже принципы обучения помогут Вам добиться успеха.

С какого возраста начинать? 


Ответ очень прост: с момента рождения. В конце концов, родители разговаривают с новорожденным младенцем, а это развивает его слуховой аппарат. 

Но эту ту же самую информацию можно сообщать и в визуальной форме, используя для этого соответствующие карточки. Глядя на них, малыш будет развивать свою систему зрительного восприятия. 
Огромное значение в процессе обучения ребенка имеют два показателя: 

1.    Ваше отношение и подход.

2.    Объем и порядок подачи учебного материала.


Родительский подход и родительское отношение 

Если Вам хочется учить ребенка, то приступайте немедленно!
 Выключите телефон, а на входную дверь повесьте табличку: "Работает профессиональная мама - просьба не беспокоить!". 
Решение стать профессиональной мамой - это решение приобрести самую старую и почетную профессию в мире. 

Познание - это величайшее приключение в жизни. Это самая интересная, важная и развивающая игра на свете. Дети верят в это и будут верить до тех пор, пока мы не сумеем убедить их в обратном.

Основное правило гласит: "И родители, и дети должны получать удовольствие в процессе обучения, как от самой увлекательной игры".

Те психологи и специалисты в области обучения, которые говорят, что родители не должны учить маленьких детей, чтобы не лишать их детства, почему-то ничего не упоминают о том, как к этому относятся сами дети. Они просто показывают свое отношение к процессу обучения, но это их трудности. 

Родителям же не стоит забывать о том, что познание - это именно увлекательная игра, но никак не работа. Познание - это награда, а не наказание, это удовольствие, а не рутинная работа, это привилегия, а не лишение какого-то права. 

Родители всегда должны помнить об этом и не разрушать того естественного отношения к познанию, которое существует у их ребенка. 

Существует закон безопасности, о котором постоянно следует помнить. Если Вам или ребенку не интересно - прекратите занятия. Видимо, Вы делаете что-то неправильно.

Прежде всего,  расслабьтесь и вспомните о том, что это игра. Вы и ребенок ничего не проиграете, зато все приобретете

Вы должны приступать к занятиям бодрыми и отдохнувшими. Напряжение приводит к вялости, дезорганизации и непониманию того, что вы делаете и зачем Вы это делаете. 

Все это можно легко исправить, если ради ребенка Вы сами будете держать себя в форме. 


Уважение и доверие 

Вы пользуетесь полным и абсолютным доверием своего ребенка, так доверяйте же ему сами. И он немедленно почувствует Ваше доверие и уважение, которые должны сквозить во всех Ваших поступках.
Малыш хочет учиться больше всего на свете. Так предоставьте ему эту возможность, которую он так жаждет. Знания не просто ценны, они бесценны.  

Каждый раз подкрепляйте процесс обучения ребенка какой-нибудь лаской, например, поцелуем.
Процесс обучения - это лишь часть того, что Вы делаете для малыша в течение всего дня. Обучение просто немыслимо без глубочайшего доверия к своему ребенку. 

Кроме того, Вы должны всегда давать точную, ясную и недвусмысленную информацию, и тогда ему ничего не останется делать, как просто ее усвоить.

Если сомневаетесь - положитесь на своего малыша
Если Вы поступите именно так, то и Вы, и ребенок будете в выигрыше. Весь мир ополчился против детей, уверяя, что они ничего не понимают и ничего не запоминают. Так хоть Вы не присоединяйтесь к этому нелепому хору! 


Всегда говорите ребенку правду 

С самого рождения ребенок уверен в том, что все сказанное Вами – чистая правда. Никогда не давайте ему повода усомниться в этом. И не позволяйте никому другому давать ребенку недостоверную информацию.

Когда ребенок задает Вам вопрос, отвечайте искренне, достоверно и с энтузиазмом 

В этом случае он быстро придет к выводу, что Вы знаете абсолютно все, и станет относиться к Вам, как к неиссякаемому источнику информации. И он будет прав. 

Если он будет Вам доверять, то буквально завалит своими оригинальными и трудными вопросами. Если Вы знаете ответ - немедленно отвечайте. Если же не знаете - то честно признайтесь. А затем выберите время и поройтесь в книгах, спросите специалистов, в общем - постарайтесь найти ответ. 


Смелее высказывайте свою точку зрения 

Ребенок хочет знать Вашу точку зрения. И он сумеет быстро разобраться, в каком случае Вы сообщаете ему голые факты, а когда высказываете свое мнение. 

Следует помнить о том, что Вы не просто учите ребенка всему, что следует знать, но Вы учите будущего родителя своих внуков тому, как обучать своих будущих детей. 


Лучшее время для обучения 

Мама никогда не должна играть в эту игру, если она или ее ребенок не чувствует себя счастливым. Если ребенок раздражен, устал или голоден, то это не самое подходящее время для того, чтобы приступать к процессу обучения.
Когда у ребенка прорезаются зубы, то он зачастую испытывает боль или просто хочет спать. Никогда не учите малыша в это время. Выясните, что беспокоит ребенка, и постарайтесь устранить причину. 

Если же Вы сами плохо себя чувствуете, перенесите занятия. В плохие дни нельзя ничему научить. Отложите свою программу на несколько дней и дождитесь более подходящего момента.

Подходящая обстановка 

Чтобы ребенка ничего не отвлекало, позаботьтесь об отсутствии зрительных, слуховых или тактильных раздражителей. Обычная домашняя обстановка зачастую препятствует успешному проведению занятий, но постарайтесь сделать все возможное: выключите телевизор, радио, магнитофон. Уберите подальше игрушки, одежду и домашних животных. В общем, освободите место для занятий.

Оптимальная продолжительность занятий 

Обучение должно занимать очень короткое время. Для начала занимайтесь этим достаточно редко и каждый раз на протяжении буквально нескольких секунд. Что же касается того, когда именно следует закончить, то Вам следует полагаться на свою интуицию.

Всегда останавливайтесь прежде, чем ребенок сам этого захочет 

Родители должны понимать, чего хочет их ребенок, чуть раньше того момента, когда он сам это осознает.
Демонстрируйте ему меньше учебного материала, чем он хотел бы видеть. Пусть он думает, что Вы немного жадничаете в этом отношении. Испытывая легкий недостаток информации, он всегда будет стремиться получить ее больше. 

Все дети, если им это позволить, стремятся к пресыщению. Вот почему Вы наверняка услышите:  "Хочу еще!" Это будет верным признаком того, что Вы на правильном пути. И Вы закрепите достигнутые успехи, если не поддадитесь на эти требования (во всяком случае, не сразу). Здесь особенно наглядно проявляется детская тирания. Помните о том, что учитель именно Вы, поэтому не позволяйте ребенку сбивать выполнение вашей программы с заданного ритма. Он еще не обладает мудростью - зато ею обладаете Вы. Да, он лучший в мире ученик, но Вы для него лучший в мире учитель. 

Пообещайте возобновить занятия через пять минут. Попросите его сделать что-то необходимое, а затем можете снова вернуться к занятиям. 

Если Вы всегда будете останавливаться раньше, чем этого захочет малыш, то он сам будет упрашивать Вас начать занятия, и Вы не только не разрушите, но даже усилите его врожденную тягу к знаниям.

 
Способ и манера обучения 

Как бы ни строился Ваш урок  - ключом ко всему должен стать энтузиазм.
Не усложняйте жизнь своего ребенка - разговаривайте с ним громко, отчетливо, весело. Тогда он легко Вас поймет и впитает в себя Ваш энтузиазм как губка. 

Дети любят учиться и делают это очень быстро. Поэтому и свой учебный материал Вы должны демонстрировать так же быстро. 

С точки зрения детей, взрослые почти все делают очень медленно, и особенно это раздражает их во время процесса обучения. Как правило, мы ждем от детей, что они будут сидеть и внимательно изучать предлагаемые материалы. Мы ждем от них серьезности и сосредоточенности, которые, по-нашему мнению, неразрывно связаны с процессом познания. 

Но дети, в отличие от нас, совсем не считают познание чем-то суровым и неприятным. 

Когда Вы будете демонстрировать им свои карточки, делайте это так быстро, как только сможете. Со временем Вы и сами поймете, что от Вас требуется. Для Вашего успеха совершенно необходима быстрая работа с учебным материалом. Скорость и удовольствие - вот два неразрывных компонента учебного процесса.

Все, что демонстрируется быстро, доставляет удовольствие; всякое промедление его убивает.

Медленные занятия - это бесполезные занятия
. Они просто разрушат врожденную тягу к знаниям у ребенка.
Иногда быстрота способна привести к тому, что Вы утратите естественный энтузиазм, в ваших действиях появится некоторый автоматизм, а голос обретет металлические нотки. Как только Вы это заметите, постарайтесь тут же исправиться - для ребенка это очень важно. Познавательный энтузиазм ребенка напрямую зависит от скорости, с которой ему показывают учебные материалы, количества нового материала, той веселой манеры, в которой с ним проводятся занятия. 

Чем быстрее, тем больше учебных материалов и веселья. Детям нет необходимости что-то пристально разглядывать - они впитывают все мгновенно.

Введение нового материала 

Теперь следует поговорить о скорости, с которой тот или иной ребенок может научиться читать, считать, овладеть энциклопедическими знаниями или чем-то еще, Не бойтесь того, что ребенок будет ведущим, а Вы - ведомой. Вас может удивить его опознавательный "голод" и та скорость, с которой он будет учиться. 

Новая информация является изюминкой каждой программы. Это - та самая составляющая успеха, которую часто упускают из вида. Когда новой информации много, Вы и ребенок почувствуете себя настолько окрыленными, что не заметите, как будет лететь время. 

Мир малыша будет постоянно расширяться. И в этом состоит главная цель каждого дня его жизни.
Большинство родителей выросли в ситуации, когда  требовалось выучить в совершенстве 20 фактов, а потом продемонстрировать, что усвоили их на все 100 процентов. 

После многократного повторения этих фактов теряли к ним всякий интерес и начинали отвлекаться.
А что, если вместо всех 100% от 20, будет только 50%, но от 2000? Не надо быть математическим гением, чтобы понять, что тысяча слов, понятий, фактов - это намного больше, чем 20. Однако главное даже не в том, что дети в состоянии усвоить в 50 раз больше, чем мы им предлагаем, главное - в другом. В чем разница между тем, что происходит, когда Вы демонстрируете ребенку 21-й факт, и тем, когда вы сообщаете 2001-й факт? Именно в этом и таится секрет обучения маленьких детей. 

В первом случае, когда он уже до тошноты "наелся" предыдущими двадцатью фактами, ребенок мгновенно утратит интерес и отвлечется. А ведь именно так происходит процесс официального обучения, и мы по себе знаем, насколько он утомителен. 

Во втором случае и 2001-й факт будет не менее желанным, чем первый. Радость все новых и новых знаний будет постоянно подпитывать природное любопытство, которым наделен каждый ребенок. К несчастью, первый метод просто отбивает желание учиться, зато второй, к счастью, развивает и усиливает такое желание. 

На самом деле ребенок будет усваивать гораздо более половины из демонстрируемого Вами учебного материала. Скорее всего, эта цифра будет колебаться от 80 до 100%. Но даже если бы он усваивал только половину, то и этого было бы достаточно, чтобы быть интеллектуально здоровым и счастливым. 

Всегда будьте готовы к тому, чтобы изменить свой подход. Каждый день должен приносить нечто новое и увлекательное. Маленький ребенок постоянно растет. 

Иногда, бросив беглый взгляд на ребенка, мы замечаем, что он занят чем-то таким, чего никогда не делал прежде. В другой раз мы интуитивно почувствуем, что он уже как-то по-новому смотрит на мир. 

Вне зависимости от того, нравится нам это или нет, его возможности растут буквально не по дням, а по часам. Стоит вам только освоить определенную манеру обучения, как он тут же смешает Вам все карты, потребовав чего-нибудь новенького.
Взрослые любят идти известной дорогой, но ребенок всегда ищет новых путей. Вместо того чтобы говорить ему на ночь "Спокойной ночи", с тем же успехом можете сказать ему "До свидания". Завтра он уже будет иным. Так что постарайтесь приготовиться к тому, чтобы во всеоружии встретить завтра утром своего нового ребенка.

Организованность и постоянство 

Перед началом занятий следует тщательно продумать собственное поведение и организацию учебного материала, поскольку один раз начав, Вам захочется придерживаться постоянной программы. Чем выше будет уровень Вашей организованности, тем больше удовольствия доставят занятия. Четкое осознание поставленных перед собой целей - вот признак высокой организации. Вы должны точно знать, что Вам следует делать, сколько раз это надо повторить и когда двинуться дальше. Вам будут постоянно нужны источники свежей информации и новые учебные материалы.

Выполнение программы должно быть регулярным и веселым - только тогда она принесет максимальную пользу. Лучше выбирать программу умеренной интенсивности, иначе у Вас может начаться нехватка времени и тогда Вы, оправдываясь своей занятостью, будете обращаться к занятиям время от времени, и все это окажется бесполезным.
Однако иногда бывает необходимо отложить выполнение программы на несколько дней. В этом нет ничего страшного, если только это не делать слишком часто. Порой приходится откладывать занятия на недели, а то и месяцы. Например, у Вас родился еще один ребенок, или Вам пришлось куда-то уехать, или заболел кто-то близкий. Во время таких пауз лучше всего полностью отложить выполнение программы, а не пытаться выполнять ее урывками. Это приведет лишь к ненужному раздражению. Лучше используйте образовавшееся время для того, чтобы почитать вслух своему ребенку, сводить его в зоопарк или музей. 

Когда Вы будете готовы вернуться к постоянному выполнению Вашей программы, начните ее прямо с того места, на котором остановились. Не стоит возвращаться назад и повторять все сначала.
 
Независимо от того, какую именно программу Вы предпочтете - умеренную или интенсивную, - главное условие успеха состоит в постоянстве. Вы и сами в этом убедитесь, наблюдая, как растет радость и понимание в глазах ребенка.

Тестирование 

Мы уже достаточно много рассказали об обучении и очень мало о тестировании. Последуйте нашему совету - не проверяйте успехи своих детей. Дети любят познавать, но ненавидят, когда их начинают проверять. В этом отношении они очень похожи на взрослых. Тестирование противоположно обучению и полно стрессов. 

Учить ребенка - значит делать ему ценные подарки. Проверять его - значит заранее требовать платы. Чем больше Вы его проверяете, тем медленнее он будет учиться и тем меньше ему вообще захочется это делать. 

И, наоборот, чем меньше Вы его проверяете, тем быстрее и охотнее он будет учиться. Знания - это самый драгоценный подарок, который Вы можете сделать ребенку. Так снабжайте его знаниями так же бескорыстно, как снабжаете его пищей. 

Что такое тест? В сущности, это попытка обнаружить, чего не знает ребенок. Вы удерживаете его на одном месте, говоря: "Неужели ты не можешь ответить на вопрос своего отца?" 

Фактически это проявление неуважения к ребенку, поскольку он начинает понимать: Вы не верите в то, что он что-то знает, пока он не докажет обратное и не будет доказывать снова и снова. 

Само назначение теста негативно - выставить напоказ то, чего ребенок не знает. Результат тестирования будет состоять в уменьшении знаний и желания знать. Поэтому не проверяйте ребенка сами и не позволяйте этого делать кому-нибудь еще. Но как же тогда быть? Вы хотите не проверять своего ребенка, а учить его, предоставляя ему все возможности испытывать радость познания и совершенствования.

Вместо тестирования воспользуйтесь методом выявления способностей.
Цель этого метода - предоставить ребенку возможность продемонстрировать свои знания, но лишь в том случае, если он сам этого захочет.

Итак, основные принципы правильного обучения заключаются в следующем: 

1.    Начинайте как можно раньше.

2.    Учите с удовольствием.

3.    Уважайте ребенка и доверяйте ему.

4.    Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится Вам обоим.

5.    Создайте подходящую обстановку для обучения.

6.    Останавливайтесь прежде, чем ребенок сам этого захочет.

7.    Чаще вводите новый материал.

8.    Будьте организованны и последовательны.

9.    Не проверяйте знания ребенка.

10.  Помните об основном законе безопасности. Если вам или вашему ребенку неинтересно - прекратите занятия. Видимо, Вы делаете что-то неправильно.


Успехов Вам и Вашему малышу!


Материалы для данной статьи подготовлены на основании книги Гленна Домана "Гармоничное развитие ребенка"


Статьи по этой теме:    Методика раннего развития Г. Домана>>

                                       Основные принципы метода Гленна Домана>>
                                   

(050) 347-77-17, (062) 347-78-01
Украина, г. Донецк, ул. Карпинского, 24
Заказать обратный звонок