(050) 347-77-17, (062) 347-78-01
Украина, г. Донецк, ул. Карпинского, 24
Корзина: Товаров: 0 шт.
На сумму: 0 грн.

Нетрадиционные техники рисования для развития творческих способностей и не только.

Нетрадиционные техники рисования для развития творческих способностей и не только.
10 января 2014г.
Всем родителям известно, что дети склонны отображать свое видение мира, эмоции и чувства на бумаге в виде рисунков. Это естественно, ведь писать дошкольник не умеет, а потребность в подобном самовыражении достаточно велика. И здесь на помощь малышу придут нетрадиционные техники рисования. Представьте ребенка трех-четырех лет, которому захотелось под влиянием зимнего настроения изобразить пушистую елочную веточку, покрытую серебристым инеем. Согласно традиционным техническим средствам, надо использовать только кончик кисти, чтобы создать эффект хвойных веточек на елке. Надо уверенной рукой проводить короткие и очень тоненькие черточки, густо вкладывая их на веточке «елочкой». Кончиком же кисти и белой гуашью ставятся точки «инея». Но даже взрослый человек не всегда может похвастаться умением проводить тонкие линии с помощью кисти. Тем более этого не скажешь про ребенка-дошкольника с его еще не достаточно сформированной костной системой кисти, несовершенной мелкой моторикой. Выход есть: создать образ с помощью квача или клеевой кисточки. Технологически достаточно просто: стоит лишь погрузить квачик в зеленую краску и прижимать его по контуру ветви, заранее обозначенной мамой на листе бумаги. А теперь возьмем клей с блестками и выжмем немного на поверхность веточек: это будет иней. Второй вариант: дополнить рисунок аппликацией (нетрадиционной) - обрывки белой бумаги, пучки салфеток или ваты, наклеенные поверх нарисованных веток. Яркий и правдивый образ гарантирован. Конечно, не стоит отказываться от традиционных средств изобразительной деятельности - они необходимы для наработки навыков в работе с кистью, карандашами. Но если вы хотите  привить своему ребенку творческое начало, лишить шаблонности, это больше под силу нетрадиционным техникам. Вот несколько из них, самых интересных, на наш взгляд:

Рисование пальцами.
Кисточкой не нарисуешь такие красивые ягоды калины, цветы, как это можно сделать пальчиками. Кисти, краски, карандаши, фломастеры, мел могут стать хорошим дополнением пальчикового рисунке. На палец краска наносится кистью. Ребенок может нарисовать пальцем цветок на ветке дерева: краска наносится на подушечку указательного пальца и прижимается, образуя последовательно круглые отпечатки, получается соцветие лепестков цветка. Красиво будет выглядеть эта работа, если взять белую гуашь для цветка, а для фона цветной (синий) картон. Так можно изобразить цветочки с помощью кончика указательного пальца (середина) и боковой стороны мизинчика вокруг серединки (лепестки). И даже тюльпан: согнута средняя фаланга указательного пальца - лепестки, стебелек изобразить кисточкой, а листочек - боковой стороной мизинчика.
Гусеница:  краска намазывается на подушечку указательного пальца, и наносятся отпечатки друг возле друга. Можно дорисовать глаза и лапки.
Рыбка: краска наносится на пучку указательного пальца и отпечатывается «чешуя» в форме рыбки. Дорисовать глаза, плавники и хвост.
Улитка: рисовать указательным пальцем концентрические круги (домик), вывести голов-ку, прижать, «вытереть» пальчик в обратном направлении.
Бабочка: туловище - согнутая средняя фаланга указательного пальца, крылышки - нижняя сторона первой фаланги большого пальца.
Стрекоза: голова - пучка указательного пальчика, туловище - согнута средняя фаланга указательного пальца, крылья - боковая сторона мизинца.
Так можно рисовать не только пальцами, но и ладошкой или кулачком (в зависимости от того, что именно задумано изобразить). А можно рисовать и губками!

Отпечатки или штампование.
Дети очень любят делать отпечатки. Этот способ изображения доступен уже малышам трех лет. Интересным занятием будет рисование поролоновой губкой. Из губки вырезают различные фигурные формы и приклеивают к использованным зубным щеткам. Макая кисть в разведенную краску, делают нею отпечатки на бумаге. Можно создавать таким образом разнообразные композиции. Вместо губки можно использовать пуговицы, крышки, пробки и другие мелкие предметы обихода. Также отпечатки можно делать с помощью штампиков, вырезанных из резинок или даже из кусочков овощей. Картофелину разрезают пополам и вырезают на срезе узор - штампик. Намазывают разрез с узором краской и делают отпечатки, из которых можно успешно составлять композиции, в зависимости от желания или замысла. Так можно использовать и морковь или, скажем, свеклу. А если, приложив штампик из чистой губки на поверхность листа, набрызгать вокруг хорошо разведенную в воде краску, получится и вовсе интересная работа: отпечатки будут белыми на фоне тонированного разбрызганной краской листа.  Штамповать также можно с помощью листьев дерева. Для этого их нужно слегка смазать краской и прижать к бумаге. Отражается характерный рисунок прожилок на листке дерева - это очень эффектно. А если сделать несколько таких отпечатков, то легко получается лес!

Рисование смятой бумагой.
Подобно отпечаткам и рисование смятой бумагой. Мягкую бумагу мнут руками, обмакивают в краску (держа за кончик) и прижимают к листу бумаги, делая отпечатки. И теперь полет фантазии:  что же мы видим? В зависимости от того,  что именно получилось, дорисовывают или корректируют работу. Эффектно будет выглядеть нарисованная таким образом крона дерева или овечка.

Ниткография.
Интересная техника, которая позволяет импровизировать и фантазировать - это техника рисования нитью. Нить берут гладкую и витую (ирис). Длина ее должна равняться длине детской руки от пальцев до локтей. Один конец нити нужно намотать на палец (или сделать петельку) и свободным концом опустить ее в краску. Придерживая пальцем или кистью (чтобы не набралась лишняя краска), вытащить нить из палитры, выложить петельками на одну сторону согнутого пополам листа так,чтобы чистый конец нити свисал с него, накрыть второй стороной листа, прижать сверху рукой (прикрыть книжкой) и вытащить ниточку. На двух сторонах листа бумаги при развертывании образуется симметричное изображение. Теперь ребенку надо будет определить, что же нарисовала ниточка. Можно дорисовать какие-то детали, подправить. Рассматривая работу под разными ракурсами, ребенок заметит невероятные вещи. Это побудит его к фантазированию, творческому поиску.

Кляксография.
Любят дети технику кляксографии: на одной стороне сложенного пополам листа бумаги выливается ложечкой несколько цветных бесформенных пятен. Накрывается другой стороной листа, прижимается рукой. Раскрыв лист, видим или уже готовое изображение чего-то, или с помощью фантазии дорисовываем работу. Альтернатива этому же способу - с помощью соломки можно выдувать краску на бумагу. Образуются кляксы, которые благодаря фантазии можно превратить во что угодно.

Рисования воском.
Сюрпризной техникой рисования смело можно назвать рисования свечой. Это так называемое «слепое рисования». Оно развивает воображение, творческое мышление. На бумагу наносится рисунок с помощью свечи, дальше весь лист бумаги тонируется акварелью и на цветном фоне проявляется изображение. Эта техника достаточно проста и доступна детям от четырех лет. Эффектным может быть изображение таким образом зимнего пейзажа. Берется именно разведенная водой акварель, потому что восковой рисунок отталкивает воду и на цветном фоне проявляются белые контуры.

Граттаж.
Воск или парафин может быть использован и в других техниках. Это, например, техника под названием граттаж: способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или другим острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Плотную бумагу покрывают слоем воска или парафина. Можно равномерно растереть на бумаге свечу. Затем широкой кистью, губкой или тампоном из ваты наносят на поверхность слой туши. Подготовительный процесс лучше делать маме или папе. Тушь трудно пристает к жирной поверхности. Иногда надо наносить ее в несколько приемов - просушить первый слой, затем нанести следующий. Существует и более простой способ заливки: бумага натирается не просто воском, а смесью воска с обычным мылом (оно нейтрализует излишнюю жирность, и наносить тушь гораздо легче). Когда тушь высохнет, острым предметом процарапать рисунок, образуя на черном фоне белые тонкие черточки. Изображение получается немного таинственным. Если нет туши - тоже не беда: вместо нее можно покрыть бумагу слоем гуаши. Если заранее тонировать бумагу акварелью, процарапанные на черном фоне черточки будут не белые, а цветные. Чтобы изобразить, например, праздничный салют, надо нанести на чистую еще бумагу цветные пятна, а затем растереть на бумаге свечу, нанести слой туши и процарапать рисунок. Эту технику лучше осваивать ребенку пяти-шести лет.  Способ граттаж может поощрить детей в дальнейшем заниматься гравюрой.

Рисование клеем ПВА.
Рисовать можно и клеем ПВА. Изображение наносится на лист просто из тюбика и не размазывается кистью. После высыхания работа тонируется акварелью, а рисунок, нанесенный клеем, остается белым.

Рисунок на влажной бумаге.
Для ознакомления с различными техниками работы с акварелью дайте ребенку сделать рисунок на влажной бумаге. Здесь проявится вся красота акварельной краски. Бумага должна быть плотной. Ее увлажняют водой и быстро наносят рисунок пальцем или кисточкой, смоченной в акварельной краске.

Монотипия.
Если рисунок на влажной бумаге еще до его высыхания согнуть пополам, прижав руками, то при раскрытии получится зеркальный отпечаток. Так можно изображать, например, двух лебедей на поверхности озера. Этот способ можно использовать и без увлажнения бумаги. Он называется монотипия.

«Соленая краска»
Интересная техника посыпания еще мокрых рисунков каменной солью. После высыхания рисунок будет блестеть.

Монотипия пейзажная.
В возрасте около шести лет можно использовать эту технику изображения. Ребенок складывает лист бумаги пополам и на одной половине рисует пейзаж, на другой его стороне выходит отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж стоит рисовать быстро, чтобы краски успели высохнуть. Половина листа, которая предназначена для оттиска, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как из него сделано отпечаток, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Можно использовать также лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю  наносится рисунок краской, потом он накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получится размытым.

«Акварельные мелки».
Плотную бумагу ребенок смачивает водой с помощью губки, затем рисует на ней мелом. Можно использовать приемы рисования торцом мела и всей плоскостью. Во время высыхания бумага снова смачивается.

Набрызг.
Доступной детям от пяти лет является техника набрызга. Способ создания изображений: ребенок набирает краску на кисть и бьет кистью о картон или пластик (5*5 см), который держит над листом. Краска разбрызгивается на бумаге и образует изображение.

Печать с помощью трафарета.
Доступной и интересной ребенку может быть техника печати с помощью трафарета. Ребенок прижимает поролоновый тампон к штемпельной подушечке с краской и наносит отпечаток на бумагу с помощью трафарета. Можно делать отпечатки с помощью пенопласта: ребенок прижимает пенопластовый кусочек к штемпельной подушечке, пропитанной гуашью и наносит отпечаток на бумагу. Можно штамповать изображения и с помощью пробки.

Способ тычкования.
Способ тычкования сочетает в себе элементы аппликации и рисовании. Способ изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и загибает вращательными движениями края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Далее приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства на листе. Бумагу можно использовать не только цветную, но и журнальную или газетную (например, для иголок ежика). Размер квадратиков равна 2*2 см.

Для предания ребенку уверенности в своих силах и способностях, предложите перед началом рисования сделать пальчиковую гимнастику. Вот пример:
 Проговаривая слова, пальчики можно разгибать, а можно, наоборот, сгибать. Начинайте с большого пальчика.
Этот пальчик ДЕДУШКА.
(загибает /разгибает/ большой пальчик)
Этот пальчик БАБУШКА.
(загибает /разгибает/ указательный пальчик)
Этот пальчик ПАПОЧКА.
(загибает /разгибает/ средний пальчик)
Этот пальчик МАМОЧКА.
(загибает /разгибает/ безымянный пальчик)
Этот пальчик Я.
(загибает /разгибает/ мизинчик пальчик)
Это вся моя семья!
(поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)

    Эта или любая другая пальчиковая гимнастика также послужит для дополнительного развития мелкой моторики: со временем ребенок умело сможет пользоваться кистью, карандашами и т.д. Обязательным также является создание положительного эмоционального настроения у ребенка перед рисованием, так как сейчас он будет «творить»: он «волшебник» - значит надо, чтобы руки почувствовали «магическую энергию».
«Потрем ладошки друг о друга. Почувствовал тепло? Это волшебная энергия: сейчас она перейдет в твои пальчики, и они станут послушными и сделают послушным все, чего коснутся».

    В заключении, уважаемые родители, хочется привести слова знаменитого педагога В.А.Сухомлинского: «Истоки творческий способностей и дарований детей  на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок.»


(050) 347-77-17, (062) 347-78-01
Украина, г. Донецк, ул. Карпинского, 24
Заказать обратный звонок